Ивантеевка. Новости

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

суббота, 18 августа

ясно+23 °C

Онлайн трансляция

На пути в праворукий мир: переучивать ребёнка-левшу или нет?

13 февр. 2018 г., 15:20

Просмотры: 126


* Советуют специалисты

А как поступили бы вы? Я задалась этим вопросом, когда обнаружила, что у моего ребёнка ведущая рука — левая. Это стало очевидно после первого года. До того малыш пробовал есть, рисовать и т. д. и левой, и правой. Но постепенно левая рука заняла лидирующую позицию. И тут стали рождаться вопросы: как я буду учить его держать ложку, кисточку, ручку, как учить держать ножницы, переучивать или нет?.

              Зачем выделяться?

В реальной жизни у левшей возникают проблемы, казалось бы, на пустом месте. Но давайте оглянемся и посмотрим, как устроено всё вокруг нас. Бытовая техника, различные приборы, пульты управления, автомобили, открывание дверей — всё рассчитано в основном на праворуких людей, а значит, возможны ограничения в выборе профессии.

Стараясь переучить ребёнка писать правой, многие родители, оправдывая себя, объясняют это желанием помочь ему «спокойно жить потом», в праворуком мире. Родители говорят: «Вдруг это как-то помешает ему в жизни!», «В школе все дети пишут правой рукой. Зачем же ему выделяться?», «Мне кажется, это какое-то упрямство, можно научиться и правой работать».

           Переучивание небезопасно

Что же испытывает ребёнок при переучивании на «правильную» руку?

Навязывание несвойственного варианта двигательной деятельности напрягает ребёнка, приводит к нервной возбудимости, неустойчивости внимания, резкому снижению работоспособности. Ребёнку трудно включить в работу «новую» руку, переключиться на другой вид деятельности. Переучивание может стать риском возникновения неврозов. Ведь переучивая ребёнка, мы нарушаем баланс взаимодействия полушарий головного мозга, вторгаемся в сложные и ещё несформированные механизмы координации и управления движениями, нарушаем естественный ход совершенствования этих механизмов в процессе возрастного развития. Словом, намеренно создаём условия для трудностей, неудач, неумелости, неловкости.


Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является приблизительно каждый седьмой.


В итоге ребёнок ощущает неуверенность в своих силах, тревожность, нерешительность, боязнь повторить неудачу, обиды. Стараясь избежать столь тяжёлых переживаний, он часто отказывается рисовать или писать. Но такой отказ возможен только до школы, а в ней «конфликт» между возможностями ребёнка и требованиями к нему становится неизбежным. Он боится, но вынужден подавлять страх, не уверен в своих силах, но должен работать. Это приводит к подавлению эмоций, повышенной возбудимости, неадекватности реакций, нарушениям сна, невротическим проявлениям. Попробуйте-ка сами написать любое слово левой рукой, а взять ножницы в левую руку и вырезать ровную геометрическую фигуру или контур какой-нибудь зверушки!

При переучивании ребёнка-левши угнетаются функции правого полушария, что может привести к нарушению речевых функций, зрительно-двигательных координаций, ослаблению внимания, замедлению развития интеллектуальной деятельности.

        Четыре «вакцины» для леворучки

Что же делать родителям, как помочь леворукому ребёнку справиться с возникающими у него проблемами?

Родители — самая главная опора и поддержка для ребёнка, особенно при поступлении в школу. Поддержав его в этот период, заложив в нём прочный фундамент для развития уверенности в себе, вы сформируете иммунитет против «Ты не такой, как все», «Что — левша?!». Создайте для вашего леворучки  собственный «календарь прививок». И пусть среди них будут такие: «Ты — индивидуальный!», «Ты всё умеешь!» и т. п. Подкормите, зарядите ребёнка положительными пилюлями-эмоциями.

Первая вакцина для «прививок» — «Антинегатив». Ребёнок никогда и никоим образом не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. Причём речь не только о прямых упрёках и порицаниях, а даже о тяжёлом вздохе, упоминании о его неловкости. Ребёнок может не показать вида, не до конца осознать это, но он ещё раз вспомнит, что у него «что-то не так».

Вторая вакцина — «Ты всё умеешь». Не драматизируйте ситуацию школьных неудач, это не конец света! Ребёнок должен быть уверен, что всё поправимо, трудности — временные, что с вашей помощью он справится (кто же поможет, как не вы?). Постарайтесь понять истинные причины неудач. Если не даётся письмо, буквы корявые, штриховка кривая — нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных координаций (лепка, рисование, вышивание, вязание, перебирание крупы). Если ребёнок пишет зеркально, путает похожие по написанию буквы и цифры, правую и левую стороны — тренируйте зрительно-пространственное восприятие. Если речь ребёнка бедна и невыразительна, предложения односложны, трудно описать простую ситуацию — читайте повествовательные рассказы, пишите план, который поможет ребёнку с пересказом, задавайте наводящие вопросы, заучивайте стихи.

Третья вакцина — «Рациональность» (дозированный и продуманный режим дня). У ребёнка-левши ранимая нервная система: он возбудим, быстро утомляется, имеет невротические расстройства. Поэтому постарайтесь освободить его от продлёнки, дайте возможность час-полтора поспать или просто полежать днём. Не забывайте, что необходимо время для прогулок, игр на воздухе (два-три часа), продолжительность сна должна быть не меньше 11 часов (для детей шести-семи лет).

Четвертая вакцина — «Взаимоуважение». Приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребёнок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается. Готовить уроки в один присест не стоит, гораздо эффективнее через каждые 15—20 минут работы делать 10—15-минутный отдых, который ребёнок может использовать по своему усмотрению. У ребёнка должно быть право самому выбирать, что делать в начале, а что в конце. Ребёнок должен иметь право на ошибку и при этом быть уверен, что ошибки не караются, а исправляются.

         Принять, поддерживать, беречь!

Примите вашего ребёнка таким индивидуальным и таким необычным для окружающих. Леворукость — не дефект. Ребёнок здоров, но нуждается в вашей поддержке на пути в праворукий мир. Кстати, вы знаете, что существуют ножницы, прописи, ручки для ребёнка-леворучки? Это и будет большой помощью для него на начальном этапе обучения.

Не наказывайте за неудачи, не кричите, не усугубляйте состояние ребёнка. Помогите ему расслабиться, успокоиться и снять напряжение. А при возникновении вопросов проконсультируйтесь с учителем, обратитесь к логопеду — и получите необходимые консультации. Берегите своего ребёнка-леворучку!

 

О.А. Подворотова,

логопед ГКУСО МО «Ивантеевский СРЦН «Теремок»