Яндекс.Погода

пятница, 17 сентября

пасмурно+7 °C

Художник о художнике

28 июня 2021 г., 13:31

Просмотры: 86


После большого перерыва, вызванного карантином, в художественной галерее Центральной городской библиотеки имени И.Ф. Горбунова состоялось 20-е заседание Клуба художников и любителей живописи. На этот раз темой заседания было творчество великого русского живописца Карла Павловича Брюллова. Рассказ о нём вёл руководитель клуба художник Анатолий Сергеевич Петушков.

 

Перед слушателями спокойный голос Анатолия Сергеевича оживляет события биографии и творчества великого русского живописца: — Карл Брюллов родился в Петербурге 23 декабря 1799 года в семье скульптора французского происхождения Павла Брюлло. В раннем детстве Карл был рахитичным мальчиком. Отец с ранних лет обучал сына живописи, причём часто был излишне строг с ним. Карла Брюллова могли не пустить к обеденному столу, пока он не напишет нужное количество человеческих фигур. За оплошности наказывали строго. В 10 лет его без экзаменов зачислили в петербургскую Академию художеств. Отцовская подготовка помогла Брюллову — он учился лучше своих сверстников.

В академии Карл проучился 12 лет, где считался лучшим рисовальщиком. В 1819 году Брюллов написал и свою первую живописную картину — «Нарцисс, смотрящийся в воду». Эта работа принесла ему Малую золотую медаль. В качестве выпускной работы Брюллов в 1821 году создал «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Маврикийского». За неё он получил Большую золотую медаль, а меценаты Общества поощрения художников назначили ему пенсионерскую поездку в Италию. В 1822 году наш герой вместе с братом Александром отправился в Рим. Дорога в итальянскую столицу заняла почти год. По пути они останавливались в разных городах Германии и Венгрии и изучали европейскую живопись и культуру.

По прибытии в Италию в 1823 году он написал «Итальянское утро» и отправил его в Россию. Полотно

понравилось меценатам Общества поощрения художников, и те подарили картину Александре Фёдоровне, супруге императора Николая I. Император пожаловал Брюллову бриллиантовый перстень и поручил написать парную картину. Так возникла вторая композиция — «Итальянский полдень». В Италии Брюллов познакомился с богатой русской аристократкой Юлией Самойловой. Она была наследницей рода Скавронских, Пален, Литто и Висконти — богатейших домов Российской империи и Италии, покровительствовала русским и итальянским деятелям искусств. Оказывала поддержку и Брюллову, долгое время их связывали личные отношения, она стала его музой. Самойлова познакомила художника со многими представителями высшего общества в Риме, от них Брюллов получал заказы на дорогостоящие парадные портреты. По заказу Юлии Самойловой он написал картину «Всадница», которую тепло встретили итальянские критики.

В Италии Брюллов знакомится с Анатолием Николаевичем Демидовым — потомком рода уральских промышленников, который приглашает его посетить раскопки Помпеи. Оказалось, что город под пеплом уцелел, и остались пустоты, по форме повторяющие тела погибших горожан. Демидов предложил художнику написать полотно на тему гибели Помпеи, за которое Брюллов, впечатлённый увиденным зрелищем, взялся с увлечением и писал это полотно 6 лет. Демидов оплачивал ему все расходы в течение этого времени. На этом полотне размером 3,5 на 5,5 метров Брюллов изобразил образы Юлии Самойловой и даже себя. Итальянцы аплодировали этой картине. Вальтер Скотт специально приехал посмотреть «Последний день Помпеи» и три часа просидел, любуясь этим шедевром. Демидов заплатил художнику 40 тысяч рублей золотом, тогда как деревня в России стоила примерно 230 рублей.

Флорентийская Академия художеств присвоила художнику за это полотно звание профессора первой степени. Картину выставляли на Парижском салоне в Лувре. Французы критично отнеслись к этой картине, считая что, в ней смешаны два стиля — классицизм и романтизм, а это недопустимо, по их мнению. Затем картину отправили в Петербург. Император Николай I, увидев её, предложил Брюллову вернуться в Россию и пригласил художника на личную встречу для вручения лаврового венка. Художник прожил в Италии 12 лет.

За это время он создал около 120 портретов итальянской интеллигенции, а также художников, скульпторов, писателей, отдыхающих в Италии членов императорской семьи и русской знати. Написал несколько автопортретов для Галереи Уффици во Флоренции.

Через Грецию Карл Брюллов возвращается в Россию. В Одессе ему устраивают торжественную встречу. В Москве на одном из вечеров Брюллов познакомился с портретистом Василием Тропининым и поэтом Александром Пушкиным. В письме жене Пушкин писал: «Мне очень хочется привести Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый и готов на всё». В 1836 году Брюллову было присвоено звание младшего профессора Академии художеств. Император Николай I попросил художника написать картину, как Иван Грозный из избы через окно наблюдает за взятием Казани. Брюллов из соображений композиционной невозможности скомпоновать такую картину отказался. Но взялся писать полотно «Осада Пскова Стефаном Баторием в 1581 году». Глава государства распорядился назначить группу историков в помощь художнику, снарядить экспедицию к месту исторического события и часто спрашивал Брюллова о будущем полотне. Чрезмерная опека и давление привели к обратному результату. Брюллов потерял интерес к картине, повернул недописанный холст к стене и больше к работе над ним не возвращался. Эту работу искусствовед Александр Бенуа считал самой неудачной картиной Брюллова.

В Академии Карл Павлович руководил классом исторической живописи. Среди его учеников были Павел Чистяков, Павел Федотов, Тарас Шевченко. В судьбе Шевченко Брюллов сыграл важную роль, написав портрет Жуковского и выручив за него 3000 рублей и за эти деньги выкупив у Энгельгардта Тараса Шевченко из крепостничества. После знакомства с картинами Федотова «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Брюллов похвалил Федотова, сказав, что он превзошёл его.

Брюллова связывали дружеские отношения с композитором Глинкой и поэтом Нестором Кукольником. Собирался Брюллов написать портрет Пушкина, но не успел в связи с кончиной поэта. Портрет Кукольника, считает Петушков, это первый романтический портрет в России, где переданы эмоции и душевные метания человека. Портрет Крылова был не закончен Брюлловым в связи со

смертью баснописца... Поэтому левая рука на портрете Крылова дописана учеником художника Фаддеем Горецким.

Портрет А.Н. Струговщикова создавался во время работы писателя над переводом отрывков из «Фауста». Этот литературный герой вновь начинает привлекать внимание просвещённого общества «мефистофельским» холодным скепсисом. Таким и представлен Струговщиков: бледное, измождённое, с печатью раздумий лицо, глаза, лишённые блеска, худые нервные руки, устало лежащие на подлокотниках кресла. Перед зрителем истинный «герой нашего времени» Лермонтова, представитель поколения «лишних людей», хорошо знакомого по литературе сороковых годов XIX века.

Портрет «Турчанка» написан Брюлловым, узнавшим драматическую ситуацию судьбы этой женщины, бывшей крепостной, которой барин завещал своё состояние. Сыновья же этого барина, узнав, что отец им ничего не завещал, сожгли церковь, в которой хранились документы об освобождении от крепостничества «турчанки». Брюллов проявил сострадание к судьбе женщины. Написал её портрет, отдав вырученные деньги за него обиженным сыновьям, которые за это вновь освободили женщину из крепостничества.

В 1843 году Брюллов начал расписывать плафон купола только что построенного Исаакиевского собора. Штукатурка была еще сырой, плохо ложился грунт, отслаивалась краска. Некоторые изображения приходилось перерисовывать. В помещении было влажно, прохладно и гуляли сквозняки. К тому же в самом храме тесали мрамор и гранит, и в воздухе стояла мелкая пыль. Брюллов серьезно заболел и был вынужден просить об освобождении от работ. По эскизам Брюллова роспись купола заканчивал художник Петр Басин.

В апреле 1849 года Карл Брюллов отправился на лечение за границу — на остров Мадейра, где написал мрачный пейзаж Солнечного острова. Пейзаж выражал мрачное настроение самого художника после неудачной женитьбы и развода и в связи с состоянием здоровья. Сейчас этот пейзаж выкупила Россия. Затем он переехал в Италию, где и провел последние годы. Он познакомился с итальянским революционером Анджело Титтони и до конца жизни был под покровительством его семьи. Карл Брюллов умер в Манциане, недалеко от Рима, похоронен на римском протестантском кладбище Монте-Тестаччо. В доме Титтони до сих пор хранится комната с

работами Карла Брюллова. Это как бы музей Брюллова в Италии, сохранённый семьёй Титтони. После того как оплата за могилу Брюллова закончилась, Российское правительство выделило средства на продление этой оплаты ещё на сто лет.

Карл Павлович Брюллов — это тот художник, который первым создал широкую известность российскому живописному искусству в Европе.

 

Илья Грехов

Обсудить тему

Введите символы с картинки*