Карта стоек

Ивантеевка. Новости

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

суббота, 16 ноября

ясно0 °C

Онлайн трансляция

Развитая речь — успешная учёба

13 июля 2019 г., 15:19

Просмотры: 172


* Готовим ребёнка к школе

У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии. В дошкольном возрасте это отставание обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем может помешать хорошей учёбе и привести к появлению специфических ошибок, например — на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его обучения грамоте. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе. Чем лучше развита у ребёнка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

 

Что делать родителям?

Некоторые дети к пяти-шести годам ещё не владеют правильным произношением всех звуков. Неверное произнесение соноров, шипящих, свистящих, отсутствие твёрдых либо мягких вариантов звуков или смешение глухих и звонких звуков: «д-т», «б-п», «з-с», «ф-в», «ж-ш», «г-к» и др., смешение и замены звуков, близких по артикуляции, встречаются очень часто.

Подготовку к школе хорошо говорящего ребёнка можно начинать в четыре с половиной — пять лет, так как именно в этом возрасте малыш становится обучаемым.

Легче всего дети выделяют гласные звуки «о», «а», «у». Чёткое попеременное артикулирование гласных является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ. Затем можно перейти к утрированному произнесению звуков «м-п-б», «н-д-т». Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Делать это надо эпизодически, во время игр. Помните, что если у ребёнка пяти лет плохое произнесение звуков, то надо срочно обратиться к логопеду! Нарушения речи бывают разные, и сроки их преодоления могут продлиться не один месяц!

Следует обратить внимание на состояние фонематических процессов, то есть, на умение ребёнка подбирать слова с определённым звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: «ба-па-ба», «та-ца-та», «вы-вы-фы» и др. Трудности в овладении структурой слова заключаются в том, что ребёнок до пяти-шести лет слышит и воспринимает слово как единый звуковой комплекс, которым малыш овладевает в процессе слухоречевой имитационной памяти при восприятии бытовой, ситуативной речи.

В словаре шести-семилетнего ребёнка должно быть около 2000 слов всех частей речи. В норме ребёнок может образовывать слова (дождь — дождик), изменять их (стул — стулья), согласовывать части речи (жёлтый мяч).

 

Обучаем, играя

Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь сами говорить правильно. Для того чтобы ваш малыш хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, чёткую речь, не сюсюкайте, говоря с ним. Больше времени находите для общения с ребёнком, занимайтесь с ним.

Ребёнка можно обучать делению слов на слоги при помощи хлопков в ладоши. Ребёнок от вас узнает, что такое «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый, мягкий звук»... Когда ребёнок учится читать, можно сшить или купить ему «кассу» букв с кармашками. В них красным карандашом написаны гласные, другими цветными карандашами — звонкие и глухие согласные звуки, и ребёнок уже сможет сложить слова: «папа», «мама», своё имя и другие.

Полезно проводить с ребёнком весёлую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: «Муха летает? Дом летает? Пароход плавает? Самолёт плавает?» Затем с перечислением тех предметов, которые летают, плавают, относятся к группе слов, обозначающих посуду, мебель и т. д. Далее родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребёнком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и осмысливать окончания глаголов и существительных («мальчик поёт, сестра и брат поют») и определять, сколько слов во фразах. Ребёнок уже вслушивается в вопросы: «Кто? Что делает?», слышит предлоги и обозначает их буквами при складывании лёгких фраз.

 

Лепка, рисование, пересказ

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Лепка из пластилина замечательно воздействует на мелкую моторику. А ещё такие упражнения, как застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках, нанизывание бус, бисероплетение, собирание мозаики.

Учите ребёнка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, ёлку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребёнка писать буквы. Следующий необходимый навык — штриховка. Пусть ребенок заштриховывает карандашами раскраски. Воспитание аккуратности при заштриховывании фигур приведёт к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.

Особое внимание следует уделить связной речи малыша. Предложите ему пересказать любимую сказку, рассказ или фильм с обязательным умением употреблять имена героев.

Итак, родителям необходимо помнить, что развивая речь ребёнка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления) и, следовательно, для успешного обучения ребёнка в школе. Главное — это системность таких занятий и общая направленность.

Самое важное: вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем. Помните, вы для своего ребёнка — самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днём помогайте ему преодолевать ошибки.

 

 

А.В. Филатова, логопед отделения помощи семье и детям ГКУСО МО Ивантеевский СРЦН «Теремок»