Ивантеевка. Новости

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

среда, 22 мая

ясно+25 °C

Онлайн трансляция

Причины и проявления задержки речевого развития

01 апр. 2019 г., 15:20

Просмотры: 126


* Советуют специалисты

В последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с задержкой речевого развития (ЗРР) — отставанием от возрастной нормы речевого развития в возрасте до четырёх лет. Логопеды, дефектологи, психологи и неврологи бьют тревогу по поводу недоразвития речи, поскольку от неё зависит общее психологическое развитие ребёнка и формирование сферы межличностного взаимодействия. Также от развития речи зависит и развитие познавательных процессов у ребенка: памяти, мышления, воображения, внимания.

 

Что считается речью? Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если малыш в год говорит не 10 слов, а семь, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах двух–трёх месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на четыре–пять месяцев. До возраста двух с половиной лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона» и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» — это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разных предметов («ки» — киска, носки, кинуть). Но если ребёнок в два с половиной года не пытается говорить фразами из трёх–четырёх слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно обращаться за помощью к специалистам. У большинства малышей речь вообще отсутствует (ребёнок мычит, использует невербальные способы общения — жесты и интонацию), некоторые дети употребляют отдельные слова, имеющие усечённое, искажённое строение, слова-заменители или лепетные слова, но объём их значительно ниже возрастной нормы. Дети не пытаются повторять слова за взрослым, не проявляют интереса к чужой речи. Попадая в детский сад, некоторые из них начинают ощущать свою беспомощность, переживают от того, что их никто не понимает, замыкаются и перестают разговаривать.

Развитие речи у детей очень сложный и индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Увеличение количества детей с ЗРР среди малышей, воспитывающихся в семьях и не ограниченных в общении со взрослыми, вызывает тревогу. Часто различные психические травмы (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. д.) задерживают развитие речи. Также оказывают неблагоприятное воздействие на развитие речи ребенка: общая физическая слабость, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушение обмена веществ.

Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых трёх лет жизни обычно сопровождается нарушениями речевого развития. Для своевременного решения данной проблемы необходимо обратиться к логопеду невропатологу и детскому психологу. Специалисты помогут определить причину ЗРР, порекомендуют целенаправленные коррекционно-развивающие занятия на фоне проведения (по необходимости) медикаментозной терапии.

 

 

А.В. Филатова, логопед отделения

       помощи семье и детям ГКУСО МО СРЦН «Теремок»