Карта стоек

Ивантеевка. Новости

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

воскресенье, 20 октября

пасмурно+13 °C

Онлайн трансляция

«Однорукий из Спокана», или Его величество Чёрный Юмор на сцене ивантеевского театра

19 сент. 2019 г., 17:01

Просмотры: 406


14 сентября, когда Ивантеевка отмечала свой 81 – й день рождения, Ивантеевский музыкально - драматический театр представил зрителям спектакль «Однорукий из Спокана» по одноименной пьесе популярного современного кинорежиссера и драматурга Мартина МакДонаха. Да – да, это его «Семь психопатов», «Залечь на дно в Брюгге», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», а это значит, что во главе всего процесса стоит Его Величество Чёрный Юмор. Режиссёром спектакля выступил актёр городского музыкально - драматического театра Дмитрий Романов. Для эксперимента он выбрал импровизированный зал, в роли которого пространство за кулисами, облаченное в чёрное, который, кстати, едва вместил всех желающих, контакт «глаза в глаза» со зрителем, отсутствие сцены как таковой и минимум декораций. Все действие вращается вокруг драмы человека, потерявшего в юности руку и вот уже 27 лет пытающегося ее отыскать. Методы однорукого господина эксцентричны, порой жестоки, а порой смешны. На протяжении полутора часов (без антракта) в небольшой комнатушке провинциальной гостиницы безуспешно  кто – то ищет лёгкой наживы и денег, кто-то славы и признания, а кто руку и утешение. Весь спектакль - это разоблачение человеческой глупости, а все герои пьесы - заложники своих грехов, и только сострадание и признание собственной слабости способно разорвать порочный круг и указать выход - кому в дверь, кому в окно, а кому и на тот свет... Возрастной ценз постановки 18+. А потому отборная ругань и внешний вид актёров, хоть и не были привычными для МДТ, но оказались вполне приемлемыми, так как в зале не было случайных людей. «Однорукий из Спокана» - это чёрная комедия со счастливым концом, и если хочется и испугаться, и посмеяться, и обрадоваться, то вам однозначно сюда.

Дмитрий Романов, актёр музыкально – драматического театра Ивантеевки.

— «Однорукий из Спокана» - это мой личный эксперимент и моя дипломная работа. Хотелось взять глубокий материал, который бы привлёк молодого зрителя, чтобы герои разговаривали с ним на одном языке, поднимались серьёзные темы, но спектакль не грузил, а воздействовал. Тема одиночества, поиска себя, думаю, многим близка. Если коротко то:
во – первых, этим материалом загорелись актеры и стали в какой-то мере соавторами спектакля. Во – вторых, откликнулись художник и художник по свету, вместе нам удалось выстроить спектакль.
В – третьих, спектакль приняло руководство театра.
И, самое главное, наш камерный зал в третий раз заполнен под аншлаг, а это значит, что зритель тоже принял идею, хотя мы все понимаем, что такие постановки не для всех.

Ивантеевский зритель увидит спектакль  еще раз  3 ноября. Следите за афишами МДТ.

 

Юлия Постриганёва


 

 

Четверо в комнате не считая чемодана

 

Мартина МакДонаха, иногда называемого в прессе «главным драматургом Великобритании», воспринимать нужно двухъярусно. Сначала – сразу, прямо и в лоб, а потом, «переспав с первым впечатлением от увиденного» - спокойно, вдумчиво, с житейской грустью. Именно такое, «двухъярусное» впечатление оставляет после себя дебютная режиссёрская работа Дмитрия Романова, в постановке по пьесе МакДонаха «Однорукий из Спокана».  Третий показ  «Однорукого» состоялся на сцене Ивантеевского музыкально-драматического театра, в прошлую субботу, 14 сентября. 

Всё, от непривычного большинству построения сценического пространства, напоминающего тёплый, местечковый «квартирник», до мягких, но неожиданных поворотов сюжета, ненавязчиво машет скромным по масштабам, но кислотно-зелёным по настроению, флажком с надписью: «Мы здесь! Мы другие!». Несомненным плюсом, на мой взгляд, стало соблюдение режиссёром невидимого сценического барьера, при отсутствии сцены как таковой. В постановке сохранена, хотя и значительно уменьшена дистанция от зрителей до актёров, что даёт возможность зрителю «быть значительно ближе, но… руками не трогать»

Вспоминая классическое: «Если в начале пьесы на стене висит ружье, …», то… из стоящего шкафа обязательно кто-то выпрыгнет… Или вывалится… А чемодан… Хотя, дело тут не в окружающем пространстве - оно решено достаточно просто, если не сказать «лоупрайсово скупо». И не в реквизите – он просто иллюстрирует, не претендуя на «дорогую в производстве» визуальную достоверность. Дело в совершенно ярких, не гротескных, а скорее карикатурных образах, воплощённых на сцене грамотно и достаточно взросло. Поэтому по мере развития сюжета перестаёшь замечать возрастную молодость актёров, без самоотверженного погружения которых в этот откровенно шизоидный материал, всё превратилось бы в неловкий трендовый балаган. А Ивантеевский «Однорукий» таким точно не выглядит.

Нецензурная лексика, которой обильно пересыпан текст, соседствуя с темами нетерпимости и расизма, звучит достоверно и естественно. Сцены унижения и насилия разыграны аккуратно, может быть даже слишком аккуратно, но при этом эмоционально. Да, в отдельных моментах, исполнителям не хватило жизненного опыта спроецированного через призму актёрского мастерства, но постановка в целом, от этого не теряет оценочных баллов. Да и многим ли из нас приходилось пройти через события, ассоциирующиеся, разве что, с фильмами Тарантино?

Судите сами, по сюжету главный герой, Кармайкл, на протяжении всей своей взрослой и осознанной жизни, точно так же совершенно по-взрослому и осознанно ищет… свою руку, которую банда гопников «ампутировала» ему ещё в детстве. Ампутировала с помощью… колёс проезжающего поезда, без анестезии и, не спрашивая медицинскую страховку. Навязчивая мысль «вернуть своё по праву» выглядит и стёбом над правом собственности, и грустной поминальной свечой по разрушенным перспективам, умершим из-за ничем не оправданной подростковой жестокости. Поиски руки приводят его в дешевый отель, переживающий не самые лучшие времена, где сводят с флегматичным портье Мервином и безалаберной парочкой Мэрилин и Тоби. Последние, не просчитав степень параноидальности «клиента», обещают вернуть его руку за 500 баксов, что становится серьёзной ошибкой, исправить которую логически и разумно оказывается не так просто.

На самом деле, история «Однорукого из Спокана» в интерпретации Ивантеевского музыкально-драматического, могла бы быть гранжевой, страшной и даже пугающей, если бы не сарказм, доведённой до мрачного абсурда ситуации. Однако, справедливости ради, хочется заметить, что страх остаётся. Но не от истеричной маньячности «главного однорукого этих 75 минут театрального действа», в исполнении Александра Мельникова. И даже не от разбросанных по полу окровавленных конечностей тех, кто когда-то встал на пути его героя. Нет. Страшно видеть людей с искалеченным эго, как следствием сложных отношений с реальностью окружающего мира. Будь то деспотичная и отстранённая мать, в детстве главного героя - Кармайкла или фатальная, пожизненная невостребованность и недолюбленность гостиничного портье Мервина. Мерилин и Тоби, к слову, повезло не намного больше, потому что краска обречённости и совершенно нерадужного будущего отчётливо проступает через их настоящее – ситуацию, слова, действия и мотивации, водящие их по кругу, в простом, казалось бы, шаблоне поведения.

 А ситуация… ситуация сложена таким странным пазлом, что посмотрев на него с расстояния возникает неожиданное и нелогичное желание – грустно улыбнуться и пожалеть. Да, именно пожалеть этих странных и страшных людей, собранных вместе в небольшом помещении, и ограниченных не физикой пространства - запертыми дверями, а исключительно собственными внутренними качествами – патологической целеустремлённостью, расовой ненавистью, милой и наивной глупостью, жадностью или… издержками профессиональных обязанностей.

Резюмируя, хочется написать банальное и ожидаемое для газетной рецензии: Смотреть стоит! Стоит, хотя бы потому, что в постановке Дмитрия Романова, маниакально-патологический фарс Мартина МакДонаха, превращается в полноценную трагедию поломанных современным миром людей. А ещё, что немаловажно, спектакль не выглядит трендовой чернухой или смелым экспериментом. Это вполне традиционная, с точки зрения режиссуры и сценографии, работа, смелая не столько по режиссёрскому прочтению, сколько по авторскому материалу. А ставить экспериментально и без того экспериментальную драматургию было бы ненужным излишеством. Для меня же, как для зрителя, было вполне достаточно абсурдности заложенной в самом сюжете. Достаточно ровно настолько, что реализм и достоверность классического актерского исполнения только подчёркивает странный привкус горечи и сожаления вызываемого всеми, без исключения, персонажами «Однорукого из Спокана». Поэтому сальто в латексном корсете или жонглирование отрубленными конечностями, были бы уже забавными, но совершенно излишними приёмами.

 

 

 

Автор Никита Борисов 

Фото Константина Гасанова