Ивантеевка. Новости

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

четверг, 17 августа

облачно с прояснениями+25 °C

Онлайн трансляция

3 марта в Ивантеевке состоялась премьера спектакля-ревю «Фургон мамаши Кураж»

14 марта 2017 г., 12:55

Просмотры: 263


3 марта в Ивантеевке состоялась премьера спектакля-ревю «Фургон мамаши Кураж» (по пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и её дети»), поставленного  режиссёром-постановщиком, заслуженным работником культуры Московской области Еленой Дмитриевной Леоновой. По традиции на премьере побывал наш внештатный корреспондент Илья Грехов. Сегодня он делится с читателями «Пульса Ивантеевки» своими впечатлениями от спектакля, который все желающие могут посмотреть 18, 19, 25 и 26 марта (начало в 19.00).

На премьерном спектакле зал был полон приглашёнными зрителями. «Аншлаг!» — констатировал я, замечая в зале знакомые лица. Как известно, пьеса «Мамаша Кураж и её дети» задумывалась автором как предупреждение драматурга правительствам, которые развязывают губительные войны. Но он не успел со свои предупреждением: в 1939 году разразилась Вторая мировая война, начатая Германией.

Перед зрителями в ходе спектакля проходят сцены путешествий Мамаши Кураж со своим фургоном вслед за военными действиями по дорогам Европы во время тридцатилетней войны — конфликта за гегемонию в Священной Римской империи и Европе. Конфликта, продолжавшегося с 1618-й по 1648 год и затронувшего в той или иной степени практически все европейские страны. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками империи.

Итак, перед ивантеевскими зрителями разворачиваются сцены злоключений маркитантки Мамаши Кураж. Её встречают вербовщик и фельдфебель, которые уводят с собой на армейскую службу её старшего сына Эйлифа.

Между мамашей Кураж — женщиной, которая кормит себя и своих детей торговлей на войне, и фельдфебелем – человеком войны возникает  эмоциональный спор на тему о значении войны в жизни людей. Роль драчливого парня Эйлифа исполняет Александр Мельников, который мной внешне воспринимается совсем наоборот — как добрый, разумный и дружелюбный человек. Но режиссёру виднее, как распределять роли между актёрами.

Мамаша Кураж переживает первую трагедию, принесённую войной: расстреливют её бесхитростного и честного сына Швейцеркаса, казначея Финляндского полка, отказавшегося выдать неприятелю место, куда он спрятал полковые деньги. Спасти сына ей не помогла даже куртизанка с ослепительной улыбкой и  не менее обворожительной фигурой, вышедшая в конце концов замуж за полковника, Иветта Понтье (актриса Дарья Фомичёва). Она не сумела уговорить мамашу внести нужную сумму выкупа за сына.

У Мамаши Кураж появляется новый подручный, помогающий ей во время странствий по военным дорогам, — священник (актёр Алексей Пампура), который произносит монолог о том, что претерпел Иисус Христос от злых людей:

Божий сын побит плетьми,

В кровь исполосован,

Бессердечными людьми

Наш Господь оплёван…

А из раны — кровь с водой...

Да и как не течь им?

Вот что сделал род людской

С Сыном человечьим…

Монолог звучит трагично и возвышенно в полной тишине зала. После того, как в период тридцатилетней войны погибает шведский король Густав-Адольф, объявлен мир, и это серьёзная проблема. Мир грозит Мамаше Кураж разорением. Эйлиф, её смелый сын, продолжает грабить и убивать крестьян, но в мирное время эти подвиги сочли излишними. Эйлиф казнён, как разбойник. Война наносит ещё одну смертельную рану Мамаше Кураж. Она остаётся только с одной дочерью Катрин, которая ничего не говорит, поскольку немая, а лишь переживает в силу своей доброты и невозможности выйти замуж. Да к тому же солдаты-мародёры нападают на немую Катрин в лесу и сильно разбивают ей лицо. Роль Катрин играет актриса Анастасия Квардицкая, заставляя меня до слёз переживать от безысходности и трагичности её судьбы. Да ещё и повар предлагает Мамаше Кураж уехать вместе с ним в городок, где ему в наследство достался трактир. Но при этом он предлагает бросить дочь Катрин одну с фургоном. Мамаша Кураж наотрез отказывает Повару. Катрин — добрая душа, узнав о предложении повара, хочет уйти, чтобы не связывать мать. Но Кураж останавливает немую дочь.         

Финальная сцена в трагическом ревю буквально потрясла меня. Императорские войска угрожают протестантскому городу Галле, до конца войны ещё далеко. Мамаша Кураж отправилась в город, чтобы взять у голодных горожан ценности в обмен на еду. Осаждающие, между тем, в ночной тьме пробираются, чтобы устроить резню в городе. Катрин не может этого выдержать и изо всех сил барабанным боем оповещает осаждённых о надвигающейся смертельной опасности. Императорские солдаты угрожают Катрин и, в конце концов, убивают её, заставляя прекратить барабанный бой. Но женщины и дети осаждённого города спасены. При виде подвига Катрин, спасающей осаждённых горожан и гибнущей во имя жизни людей, у меня к горлу подкатывает ком. Это, пожалуй, самая сильная сцена трагического спектакля-ревю «Фургон Мамаши Кураж». В конце концов Мамаша Кураж теряет на войне всех своих детей, оставаясь с мёртвой дочерью на руках.

На протяжении всего спектакля от имени автора Бертольда Брехта выступал актёр Александр Донецкий. И действие постоянно сопровождало звучание тревожной и предостерегающей музыки.

         После завершения спектакля на сцену вышли все актёры, и один из них, Семён Сюльгин, громогласно представил всех, кто участвовал в создании спектакля: режиссёра Е. Леонову, музыкального руководителя А. Северову, художника по костюмам Е. Соломкину, звукорежиссёра А. Елькина, оформителя света В. Лазарева, костюмера Т. Фоменко. Практически весь коллектив ивантеевского Музыкально-драматического театра, завершив премьеру, собрался на сцене.

Хочется отметить, что поднятая в пьесе Б. Брехтом и вынесенная на сцену нашего театра проблема войны и мира как никогда актуальна и в настоящее время, в условиях опасности мирового терроризма и различных региональных конфликтов, где льётся людская кровь.

 

И.В. ГРЕХОВ

Фото автора