Яндекс.Погода

понедельник, 17 января

небольшой снег-4 °C

Молитва за усопших

26 февр. 2021 г., 16:46

Просмотры: 9451


Дорогие братья и сёстры! Приближается Великий пост, который продлится в этом году с 15 марта по 1 мая. Перед Великим постом и в дни Великого поста Святая Церковь совершает особое поминовение усопших. Для этого установлены родительские субботы, которые выпадают в этом году на 6 и 27 марта, 3 и 10 апреля.

 

Чем мы можем помочь нашим братьям и сёстрам, которые находятся уже в ином мире? Ведь это наши родственники, друзья, соседи, близкие нам люди… Вспоминая их, особенно в молитвах, мы выпрашиваем им прощение грехов и помилование и сами духовно приобщаемся к Богу. Молитва — это беседа с Богом, и ответ Бога на нашу молитву зависит от нашего духовного состояния. Очень сильны молитвы святых, но молитвы грешников, не живущих по воле Божией, услышаны Богом не будут. Родственникам усопших прежде всего нужно покаяться, примириться с ближними и тогда просить Бога помиловать умерших близких.

Святая Церковь с самого начала своего бытия молилась и молится об усопших: совершает отпевание, панихиды, литии. Есть особые поминовения и особые дни, посвящённые молитве о почивших. И если бы эти молитвы не приносили пользу и Бог не слышал бы их, то Церковь не молилась бы и не призывала всех молиться о своих братьях.

Смерть для неверующего человека — это трагедия, потеря всех земных благ, конец всех надежд и мечтаний. Но для верующего христианина — это итог всей жизни. Христианская кончина после покаяния, причащения Святых Христовых Таинств — это не трагедия, а завершение жизненных трудов, это встреча с Богом, встреча со святыми, с родными, с ангелами. Это начало вечной жизни, где уже не будет печали, болезней и воздыхания. Конечно, все люди, и верующие в том числе, страшатся своего последнего часа, потому что сознаём своё недостоинство предстать пред Богом.

Перед кончиной родственники должны позаботиться о том, чтобы позвать священника поисповедовать и причастить умирающего. Пример, как совершить погребение усопшего, нам показывает Евангелие, в котором описано погребение Христа — омовение тела Спасителя, облачение Его в погребальные одежды, положение во гроб (Мф. 27, 57-66; Мк. 15, 42-47; Лк. 23, 50-56; Ин. 19, 38-42). Примерно так надо хоронить и своих усопших родственников. Перед тем как положить тело во гроб, его омывают и облачают в новые одежды. Омовение тела — символ чистоты и непорочности перед Богом. Новые одежды — символ нашего нетления и бессмертия. Омывают тело усопшего губкой с тёплой водой. Глаза и уста покойного должны быть закрыты. Тело кладут в приготовленный гроб, на лоб усопшего кладут венчик с изображением Спасителя, Пречистой Богоматери и святого Иоанна Крестителя. Венчик изображает венец за праведную жизнь. В правую руку усопшему вкладывают крест, а на грудь полагают Евангелие или иконку. Руки усопшего, сложенные крестообразно на груди, — это свидетельство веры во Христа, распятого на Кресте. Нательный крестик надевают на шею, а ордена и медали на покойного не кладут.

Тело усопшего, положенное в гроб и покрытое покрывалом белого цвета, символизирует облачение в новые одежды. Класть посторонние предметы в гроб не нужно.

Погребение совершается на третий день, но это правило не строгое. Как Христос воскрес в третий день, так и мы погребаем наших родных в третий день в надежде, что они силой Божией будут воскрешены, как воскрес Спаситель.

Над телом усопшего мирянина читается Псалтирь, а перед погребением совершается отпевание. В нём мы просим Бога упокоить со святыми душу новопреставленного. Отпевание совершается после Литургии. Все присутствующие на отпевании держат в руках свечи. Самое главное в это время — молиться Богу о душе усопшего.

Христианство воздает почитание телу человека как носителю образа Божия. Тело человека есть храм души, поэтому Святая Церковь относится к нему почтительно. Во время отпевания вокруг тела умершего совершается каждение, как и перед иконами.

Существуют разные чины отпевания: мирян, младенцев, монахов, священнослужителей, отпевание после Пасхи. Надо знать, что некрещёных и самоубийц не отпевают. Они не были чадами Церкви. Самоубийц в прежние времена даже не хоронили в ограде христианских кладбищ. Но если они были душевнобольные, то по благословению управляющего архиерея может быть совершено отпевание.

Гроб с телом выносят из храма под пение «Святый Боже». Перед гробом несут крест и провожают колокольным звоном и пением:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!»

На могиле усопшего ставится крест как символ победы Христа над смертью. Крест на могиле ставится у ног усопшего так, чтобы распятие было обращено к лицу погребённого. Крест над могилой является великим проповедником бессмертия и воскресения. Он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе; что под крестом сокрыто семя, которое произрастёт для вечной жизни в Царстве Божием. Крест над могилой свидетельствует, что здесь покоится православный христианин в ожидании будущего воскресения. Из чего сделаны кресты на могилах, значения не имеет. Каждый человек, проходящий мимо, должен помолиться об усопшем.

После погребения человека принято совершать поминки, трапезу, на которой от имени усопшего угощают алчущих и страждущих с просьбой помолиться о его упокоении. На поминках угощают благословенной кутьёй — кашей из пшеницы или риса. Это образ воскресения из мёртвых. Как зерно, упав в землю и умирая, даёт новую жизнь, так и мы верим, что человек умирает, его тело опускают в землю, но он воскреснет для вечной жизни. Изюм и мёд, которые входят в состав кутьи, являются символом сладости райского блаженства. Вместо кутьи могут быть и блины с мёдом.

На поминках желательно читать молитву «Отче наш» и заупокойные тропари. После трапезы поётся «Вечная память…» усопшему. Такие поминки совершаются и в сороковой день, и в годовщину со дня смерти.

Сугубая молитва об усопшем совершается на протяжении сорока дней после его кончины. В эти дни подают записки, заказывают сорокоусты, раздают милостыню с просьбой помолиться о почившем, на могиле совершаются панихиды. В это время усопший особенно нуждается в молитвенной помощи своих близких. Душа его проходит испытания — мытарства, во время которых решается её дальнейшая участь.

Кончина человека — это большая утрата для родных. Они скорбят, плачут, потеряв дорогого человека. Но Церковь призывает не скорбеть, а молиться и хвалить Бога. Апостол Павел в послании к фессалоникийцам утешает тех людей, которые потеряли своих родных, и говорит о будущей встрече со своими близкими в Царстве Божием.

Надо помнить, что есть разные обычаи похорон, которые совершаются в разных сёлах и городах. Христианская традиция учит захоронению тела в землю: «Яко земля еси, и в землю отъидеши» (Быт. 3, 19). Кремация — обычай языческий, который противоречит христианскому учению о воскресении мёртвых. Поэтому тело усопшего человека лучше захоронить в землю. Мы верим, и этому учит нас Святая Церковь, что Господь накануне Страшного Суда воскресит в преображённом виде тела всех умерших людей. А в Евангелии от Иоанна, которое читается во время отпевания, говорится о воскресении мёртвых и будущей вечной жизни.

Думаю, надо знать всем и особенно молодым людям, что алкогольное или наркотическое опьянение является отягчающим обстоятельством для участи усопшего, и поэтому нужно быть очень внимательным, чтобы не попасть в число алкоголиков или наркоманов. Таких людей, их тела в храм не вносят.

Все люди пройдут через двери смерти, и их нужно будет хоронить. И мы также помрём. Нам и нашим детям нужно знать, как отпевать, как хоронить, как молиться и помнить о своих родных, как помочь нашим близким пройти через двери смерти и наследовать Царство Божие.

 

 

Протоиерей Иоанн Монаршек

Обсудить тему

Введите символы с картинки*