Ивантеевка. Новости

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

четверг, 24 мая

пасмурно+18 °C

Онлайн трансляция

ПРАГА: ГОРОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ПЫТОК И… СПОКОЙСТВИЯ

12 марта 2014 г., 13:02

Просмотры: 498


200037.JPG
Выход из музея пыток поначалу пугает неподготовленных туристов.


— Как мы отсюда выйдем? Мы же останемся тут навсегда?
— Здесь должен быть выход. Это же не пыточная для посетителей!
— Значит, надо пройти через эту штуку.
— Я пойду первая — я уже защитила диплом.
— Да ну тебя!
Колышки начинают со скрипом двигаться, между ними вполне может пройти человек. И даже выйти целым и невредимым. Поначалу посетителям кажется, что лестница, идущая вверх, в выходу, венчающаяся странным чёрным сооружением, напоминающим колья, которые пронзают человеческое тело насквозь — это либо последнее, что они увидят, либо чья–то злая шутка. Чёрным юмором здесь не увидишь: место обязывает — музей пыток как–никак.
200038.jpg
Вход на Староместскую площадь. Слева — ратуша с астрономическими часами. Впереди — собор святого Вита.

Если нормальные люди, приезжая в Прагу, обязательно берут обзорную экскурсию по городу (пешую, пятичасовую!), то мы с подругой с помощью карты добравшись до центра, пошли куда глаза глядят. Просто в историческом центре чешской столицы настолько красиво и уютно (несмотря на толпы туристов, в основном русских), что абсолютно не хочется бегать вместе с толпой за гидом, вслушиваться в исторические факты, которые всё равно забываешь по возвращении домой. Музеи пыток традиционно встречаются во всех европейских столицах (даже в малюсеньком Сан–Мариино, где население всей страны меньше населения Ивантеевки в два раза!). Такое внимание к пыткам поначалу удивляет, пока не вспоминаешь, что в Средние века на территории всей Европы царила Святая инквизиция (в России, кстати, церковной инквизиции формально не было, но, например, музей пыток есть, причём, в историческом центре Москвы — на Старом Арбате, недалеко от музея эротики).
200039.JPG
Вид на Прагу. Слева — виноградник. Чехи планируют восстановить росший когда–то в их столице виноград и продавать собственное вино.

На кассе в музее пыток нас встретили две блондинки средних, как–то подозрительно странно улыбающиеся. Признаюсь сразу, это было самое быстрое посещение музея за всю мою жизнь! Организаторы, конечно, постарались: полумрак, железная винтовая лестница, узкие коридоры, леденящие душу крики, скрипы, удары, скрежет железа и ни–ду–ши! Со стен свешиваются топоры, из–за железных ограждения пластиковыми глазами смотрят ведьмы, сжигаемые на костре, на возвышении красуется стул ведьмы (стулья и кресла с острыми шипами и наручниками, сидение железное, чтобы его можно было раскалить и причинить «ведьме» ещё большие муки). За стеклом витрины — пояса верности. По характерным очертаниям узнаёшь, что оказывается, не только ревнивее мужья нажевали их на своих жён, но и наоборот. Вдруг за нашими спинами появляется ещё один посетитель — молчаливый, бледнолицый мужчина с тяжёлым взглядом. Он останавливается около каждого экспоната и внимательно всматривается в адские механизмы. Инквизиция — это то, что, пожалуй, никогда не примирит меня с католицизмом, как ни были бы завораживающи католические костёлы и базилики.
200046.jpg
Тот самый «колдун» с платком.

… Через десять минут мы выскакиваем из коридоров музея к лестнице, замечаем чёрные колья, а что было дальше, вы уже знаете. К слову, напротив выхода была установлена камера наблюдения, чтобы сотрудникам пражского музея пыток работалось ещё веселее. Недалеко от музея пыток нам встречается мужчина, одетый в костюм колдуна с длинным чёрным плащом и остроконечной шляпой. Молча он протягивает мне сжатую в кулак руку с торчащим шейным платком. Проталкиваю платок вниз, взмах руки и — вуаля! — платок исчез! «Колдун» приближается к моей подруге, пара мгновений и он вытягивает латок из–под кофточки Кристины. Это происходит настолько быстро, что ни она, ни я не успеваем среагировать и запечатлеть сей прекрасный момент.
Раздаются ласкающие душу звуки: неподалёку от «волшебника» молодой человек на чёрном синтезаторе играет Моцарта. Вокруг него собирается кучка людей, кто–то слушает, кто–то хихикает и снимает на телефон, молодая парочка обнимает — в общем, никто не бросает монетку бедному музыканту. Внимание собравшихся постепенно переключается на неприметную девушку в зелёной толстовке, которая радует детвору огромными мыльными пузырями. В другой стороне — актёры, замершие в невообразимых позах. Кинешь монетку — «статуя» ненадолго оживёт, сделает пару движений и снова замрёт, пока какой–нибудь любопытствующий турист не кинет в жестяную баночку несколько звенящих крон. Обстановка Староместской площади — самого сердца Праги — умиротворяет. Ты чувствуешь свободу. Нет ни отвратительных серых высоток, уродующих исторический центр, нет ни кричащих рекламных баннеров, нет автомобилей представительского класса, проносящихся мимо пешеходов. Небольшие средневековые домики переносят тебя в дни их молодости. Вот дом у золотого орла, дом у карпа — домовые знаки века висят на фасадах зданий, играя роль ориентиров. У пражан не принято было спрашивать, где третий дом по Староместской. Интересовались, как пройти к дому у золотого орла.
200048.jpg
Что они хотят в награду? Улыбки детей или звенящие кроны?

О цифровом тысячелетии напоминают разве что туристы, снующие туда–сюда своими «айфонами» и «айпадами» да мигранты из африканских стран, торгующие газетами. Вспоминаю Красную площадь с её чёрно–железной сценой, собираемой аккурат перед приездами крупных артистов; с туалетными кабинками, раскрашенными под хохлому; с «Макдональдсом» и ирландским пабом, расположившимися напротив Александровского сада недалеко от могилы Неизвестного солдата…
А Прага, к слову, город–побратим двух российских столиц — Москвы и Петербурга.
Дарья СОКОЛОВА
Фото автора