Ивантеевка. Новости

Онлайн
трансляция

Яндекс.Погода

четверг, 17 августа

облачно с прояснениями+25 °C

Онлайн трансляция

Зампред председателя правительства Московской области А. Костомаров: «Наша жёсткая позиция — полная открытость и публичность всех планируемых преобразований»

23 янв. 2017 г., 11:45

Просмотры: 284


Процесс формирования городских округов в Московской области набирает обороты. Губернатор региона Андрей Воробьёв уже заявил о продолжении укрупнения территорий поселений в 2017 году. Однако реформа вызывает немало споров. «Интерфакс» расспросил заместителя председателя правительства Московской области – руководителя главного управления территориальной политики Московской области Александра Костомарова о целях этого процесса и планируемых к реализации решениях.

— Александр Константинович, за последние два года в Подмосковье появились сразу 12 городских округов. Чем это обусловлено?

— В Московской области ведётся системная работа по совершенствованию органов местного самоуправления. В регионе принимается комплекс мер, направленных на создание условий для улучшения качества жизни и обеспечения устойчивого развития территорий. Одна из важнейших составляющих — модернизация органов власти, переход к более эффективным формам организации местного самоуправления. Так, в 2015 году на территориях Егорьевского, Каширского, Мытищинского, Озёрского, Серебряно-Прудского, Шаховского муниципальных районов были сформированы городские округа, а в декабре 2016 года депутатами Московской областной Думы были приняты законы об изменении формы организации местного самоуправления на территориях Красногорского, Павлово-Посадского, Люберецкого, Рузского, Луховицкого и Зарайского муниципальных районов Московской области.

—  Какие преимущества даёт городской округ?

— Городской округ позволяет мобилизовать кадровые и административные ресурсы, даёт существенную экономию средств за счёт оптимизации структуры управления и ликвидации дублирующих функций, а также сокращает сроки выработки и реализации управленческих решений. У муниципального образования формируются единый бюджет и единая программа социально-экономического развития территории. Снижение административных барьеров способствует повышению инвестиционной привлекательности, созданию новых рабочих мест и увеличению налогооблагаемой базы. Появляются дополнительные возможности для участия в федеральных и областных программах.

— А с чем связана такая спешка? И есть ли положительные примеры районов, где с формированием городских округов жизнь стала лучше?

— Есть. Например, городские округа Домодедово, Балашиха и Химки, которые ранее являлись районами. Эти территории сейчас занимают лидирующие позиции в регионе по множеству экономических показателей. Кстати о спешке: изменение формы организации местного самоуправления в Домодедове и Химках произошли более 10 лет назад. За эти годы был накоплен серьёзный опыт и проведён всесторонний анализ всех общественно-политических и социально-экономических процессов на территориях муниципальных образований.

Сегодня формирование городских округов в Московской области является ответом на требование времени, продиктовано экономической целесообразностью и необходимостью комплексного развития территорий: снижаются расходы на управленческий аппарат, растёт муниципальный бюджет, а также инвестиционная привлекательность. Городской округ как одна из форм местного самоуправления на практике доказал свою эффективность.

—  Губернатор Московской области неоднократно говорил об экономии средств за счёт оптимизации числа чиновников в муниципалитетах. Можете конкретизировать, куда будут направлены эти деньги? Что, например, получат жители бывшего Луховицкого, Рузского и Люберецкого районов с формированием городского округа на их территориях?

— По предварительным подсчётам, в результате оптимизации числа сотрудников в Луховицком районе сумма экономии составит более 100 млн рублей. Эти деньги будут направлены на ремонт дорожной инфраструктуры и модернизацию системы жилищно-коммунального хозяйства. Консолидированный бюджет Рузского района позволит построить два новых детских сада на 110 и 80 мест. Жители некоторых поселений Люберецкого района перестанут платить деньги за услуги ЖКХ по завышенным тарифам из-за разного уровня издержек, которые ранее несли компании-поставщики в связи с удалённостью от центра. Сэкономленные от оптимизации администраций деньги власти планируют направить на капитальный ремонт школы-интерната и Дворца культуры «Птицефабрика» в Томилине. В городском округе Красногорск численность работников органов местного самоуправления сократится на 25 % — с 432 до 330 человек, что позволит исключить дублирующие функции и сэкономить более 200 млн руб. Эти средства будут направлены на ремонт помещений и инженерных сетей объектов социального назначения.

— Вместе с тем в СМИ и социальных сетях развернулась острая дискуссия о кулуарности проводимых преобразований. Что на это скажете?

— О какой кулуарности идёт речь? Гласность и открытость обсуждения всех инициатив — это не только требование закона, это наша жёсткая позиция. Это то, без чего невозможно ни одно начинание. Принципиально важно отметить тот факт, что формирование городских округов на территории муниципальных районов — это всегда инициатива местных властей, да и сама процедура реформирования территорий поселений предусматривает непременное участие в ней жителей на всех этапах, начиная от выдвижения инициативы и заканчивая публичными слушаниями.

В муниципальных образованиях, находящихся в процессе реформирования, проводится большая разъяснительная работа среди населения, проходят встречи с лидерами общественного мнения, информация размещается в СМИ. К процессу активно подключились члены Общественной палаты Московской области и общественных палат муниципалитетов. Издаются буклеты, спецвыпуски газет и журналов, которые распространяются на публичных слушаниях, в организациях и на предприятиях. Уже проведено свыше 60 публичных слушаний, около 200 встреч глав с населением и с активистами, в том числе и с участием губернатора Московской области Андрея Воробьёва. На общественных обсуждениях и публичных слушаниях также присутствуют члены областного правительства, которые отвечают на возникающие вопросы жителей.

— Есть ведь жители, которые выступают резко против преобразований районов в городские округа…

— Конечно! Но мы только приветствуем дискуссии и полемику. Во-первых, есть возможность услышать разные точки зрения, принять взвешенное решение. Во-вторых, это как раз означает, что наше требование об открытости всех инициатив реализуется. На публичных слушаниях мы часто видим, что с разъяснением интересующих жителей вопросов, например, с сохранением сельских льгот, со статусом земель сельскохозяйственного назначения, с судьбой уже разработанных программ развития поселений, многое меняется. Поэтому мы просим глав и депутатов, я бы даже сказал, что требуем, усиливать работу по информированию людей, настаиваем на максимальном вовлечении в процессы, связанные с обсуждением всех инициатив.

— Периодически в СМИ появляется информация о митингах против преобразований...

— В основном в них участвуют те, кто боится потерять свои места, — чиновники в отдельных поселениях, опасающиеся лишиться имеющихся преференций. Скажу так: всеобщего одобрения быть не может, но подавляющее большинство жителей с пониманием относятся к изменениям и нововведениям, которые в конечном счёте должны повысить комфортность проживания в регионе.

— Пишут также о неправомочности проводимой реформы.

— Законность прошедших в Московской области изменений организации местного самоуправления подтверждена судебной практикой, в частности, апелляционным определением Верховного Суда РФ, решением Московского областного суда и другими.

Аналогичная практика формирования городских округов, подтверждённая судебными решениями, сложилась и в других субъектах Российской Федерации, например, в Калининградской области. С 2015 года произошло 239 преобразований в 36 субъектах нашей страны.

— Один из аргументов противников муниципальной реформы —  это то, что с формированием городского округа потеряется связь «с землёй». Так ли это?

— Нет. На самом деле, всё ровно наоборот. Как показывает практика, на преобразованных территориях вдвое повысилась оперативность принятия решений. На местах администраций поселений функционируют территориальные управления, принцип доступности власти сохранён. К тому же сегодня в регионе активно развивается сеть многофункциональных центров, где каждый житель может получить необходимую услугу без участия чиновника. Московская область целиком покрыта сетью МФЦ: на 100 % по городским округам и на 99 % по муниципальным районам.

— Но ведь с преобразованием в городские округа часть депутатов и глав, избранных жителями в поселениях, лишатся своих полномочий и перестанут оказывать жителям необходимую помощь. Предусмотрены ли для них другие возможности?

— Людям, которые зарекомендовали себя ответственными, профессиональными управленцами, будут предложены места в соответствии с их статусом и компетенциями. Я хочу поблагодарить тех глав и депутатов, которые с пониманием относятся к сегодняшним вызовам и требованиям времени. Их опыт и навыки окажутся востребованы не только на местном, но и на региональном уровнях. Народные избранники также смогут продолжить работу в составе общественных объединений при администрациях городского округа или же при муниципальной общественной палате, где будут обладать в том числе и контрольными функциями и продолжат взаимодействие с жителями.

—  Сохранятся ли льготы у сельских жителей в поселениях?

— Обязательно. В новом объединённом округе все сельские населённые пункты сохранятся, следовательно — сохранятся все льготы для их жителей, так как льготы закреплены за населённым пунктом, а не за муниципальным образованием. Для этого приняты изменения в региональный закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области».

— Сколько ещё муниципальных районов имеют предпосылки для смены формы местного самоуправления?

— Московская область — сложный регион. Территории различаются и по географии, и по укладу, и по уровню жизни. Поэтому прежде чем начать процедуру реформирования территорий поселений, детально рассматривается ситуация в каждом отдельно взятом муниципальном образовании, взвешиваются все «за» и «против». Учитываются и площадь территории, и общественно-политическая ситуация, и социально-экономические показатели. Только после этого решается, является ли форма городского округа приемлемой для конкретной территории или же нет.

В IV квартале 2016 года в Московской области начаты мероприятия по изменению формы организации местного самоуправления на территориях Истринского, Наро-Фоминского, Талдомского, Шатурского муниципальных районов. Проходят общественные обсуждения, публичные слушания. С инициативой о формировании городских округов также выступили власти Ступинского, Можайского, Чеховского муниципальных районов, а также городского округа Коломна.

—  А в какие сроки?

— Сроки проведения заседаний советов депутатов, публичных слушаний регламентированы муниципальными нормативно-правовыми актами. В случае поддержки жителями процессов, связанных с формированием городских округов, они могут быть завершены до конца 2017 года.

 

Источник: Интернет-портал «Интерфакс.Россия»